Кабинет психоаналитика
Тревога, страхи, неуверенность, тревожные ожидания
Эти устойчивые состояния могут быть симптомами разных психологических, соматических и психосоматических расстройств и проблем, могут являться чертами личности человека, но независимо от их происхождения они ведут к ощущению хронического дискомфорта в жизни, который негативно отражается на карьере, семейных и межличностных отношениях, не позволяет человеку использовать весь потенциал, все огромные психологические ресурсы ,заложенные в него. В состоянии тревоги, страха, неуверенности у человека наблюдается огромный перерасход жизненной энергии на самые обычные, повседневные явления , в результате у человека не хватает этой энергетики для развития, личностного роста и здорового, позитивного функционирования. Хронический дефицит психической энергии у человека приводит его в дальнейшем к более серьезным психогенным и психосоматическим расстройствам. Профессионально и своевременно оказанная человеку психологическая помощь поможет ему избавиться от этих дискомфортных состояний, получать истинную радость от жизни, личностно и профессионально развиваться.
Фобии, панические атаки, раздражительность, навязчивости
Эти симптомы являются сигналами о психогенных нарушениях в психике человека, каждый из них несет некий смысл, является защитой от каких-либо субъективно непереносимых ситуаций , есть такой термин «уход в болезнь», через этот «уход» организм человека, его психика бессознательно защищаются от внутренне травмирующих ситуаций. Эти болезненные явления очень сильно осложняют, деформируют жизнь человека, снижают его продуктивность, вызывают напряжение в межличностных отношениях, ведут к социальной дезадаптации, к психосоматическим проблемам, хронизация этих симптомов может вызвать серьезные психические заболевания. Профессионально и своевременно оказанная человеку психологическая помощь поможет ему научиться преодолевать, переносить травмирующие ситуации и тем самым избавиться от этих тяжелых симптомов. Фобии ,главным образом, делятся на нозофобии (страхи болезней) и фобии пространств (клаустрофобии, агорафобии), навязчивости , главным образом, выражаются в виде неких защитных ритуалах.
Депрессивные, астенические, ипохондрические состояния
Депрессия - это пониженный фон настроения, пессимистический взгляд в будущее, упадок сил и общая заторможенность (апатия), высокий уровень тоски. Нередко депрессивные состояния приобретают соматизированный характер ,то есть ослабляя иммунную защиту человека и вызывая соматические (например, частые простудные состояния) заболевания.
Астения - состояние нервно-психической слабости, выражается в снижении памяти, внимания, сна , головных болях, повышенной нетерпеливостью и взрывчатостью.
Ипохондрия - чрезмерно острое отношения к собственному здоровью, постоянный поиск у себя симптомов различных заболеваний, навязчивые защитные действия и чрезмерная активность направленная на сохранение здоровья.
Выше перечисленные психические синдромы крайне негативно отражаются на карьере человека, на его окружении, на его физическом здоровье, резко понижают уровень жизненного комфорта. Компетентное психологическое вмешательство поможет человеку вернуться к привычному позитивному жизненному функционированию.
Торможение отдельных функций человека В своей повседневной жизни человеком выполняется огромное количество разного вида функций – психических, физиологических, бытовых, которые в результате помогают ему адаптироваться и вести полноценную жизнь , к ним относятся интеллектуальная функция (мышление, память, внимание), вербальная функция (ораторские способности), сексуальное и пищевое функционирование, учеба , работа , творчество и в условной норме у человека все эти функции ожидаемо должны осуществляться примерно в одном диапазоне его способностей, и если одна из сфер функционирования человека демонстрирует явное ,выпадающее из общего уровня способностей и развития человека, снижение своей продуктивности, то в этом случае вполне можно предположить о психогенном характере торможения данной функции. Например, человек демонстрирует высокий уровень интеллектуального развития, хорошие волевые навыки и работоспособность, а вот при изучении иностранного языка он сталкивается с огромными трудностями и его эффективность гораздо ниже чем в других сферах его деятельности, то в этом случае мы можем заподозрить существование глубинных психологических барьеров, которые именно в этой конкретной сфере вызывают торможение интеллекта, воли и работоспособности человека. В этом случае психоаналитическая проработка может выявить эти барьеры психической природы и постепенно человек избавится от них и соответственно избавится от торможения в овладении иностранным языком.
Нарушения пищевого функционирования
Как правило, к таким нарушениям относят нервную анорексию (истощение) и нервную булемию . Эти расстройства могут являться симптомами серьезных внутренних и глубоких эмоциональных конфликтов (чувство вины и самонаказание, переживания отверженности и стремление быть любимым) и попытки решения их только поверхностными диетологическими или медикаментозными методами может привезти лишь к усугублению ситуации. Качественная психологическая помощь поможет вскрыть психологическую природу симптома, исследовать её вместе с человеком и в конечном счете восстановить психофизиологический баланс и обрести прежнее качество жизни.
Стрессы , конфликты, кризисы«Кризис - это полный опасности шанс». Стрессы, конфликты, кризисы являются неотъемлемой частью жизни человека, т.е. имманентны человеческой природе, именно они через включенные в них противоречия развивают человечество, по сути , это приводные механизмы эволюции и человечества в целом и человека в отдельности. Главное, чтобы эти феномены не теряли своей конструктивности, созидательности и не развивались по патогенному, деструктивному пути, не хронизировались и не вели к деградации личности, к психологическим и соматическим расстройствам. Например, микрострессоры - каждодневные семейные, материальные, профессиональные трудности, жизнь каждого современного активного человека наполнена ими, но именно они , вовремя не будучи решенными, выстраиваются в хроническую цепочку, череду и как безжалостные пираньи подтачивают здоровье и продуктивность человека. Есть такая упрощенная схема стресс-фрустрация-конфликт-кризис-невроз-психоз, таким образом , не верное или не своевременное или формальное разрешение или вообще отказ от разрешения на каждом этапе проблемной ситуации ведет к разворачиванию этой угрожающей цепочки.
Психолог занимается разрешением межличностных и внутриличностных конфликтов, среди последних различают экзистенциональные , ролевые конфликты, конфликты выбора, когнитивные конфликты. Кризисы же разделяются на нормативные и не нормативные, кризисы развития, кризисы травмы или утраты. Среди кризисов развития различают экзистенциональные кризисы (жизни), возрастные, профессиональные, последние могут привезти к различного рода профессиональным деструкциям - профессиональному выгоранию, деформации, синдрому выученной беспомощности. Кризис - это критический, поворотный момент в жизни человека от которого нельзя отмахнуться, нельзя проигнорировать и нельзя решить привычными методами. Профессиональные и своевременные консультации специалиста помогут человеку лучше адаптироваться к современной стрессогенной среде, выстроить тактики и стратегии преодоления конфликтов и кризисов.
Психологические травмы Душевная травма не менее опасна для человека и может повлиять на его здоровье гораздо сильнее и глубиннее, чем физический недуг. Часто люди не подозревают, что когда-то перенесенная душевная травма, например, в детстве, может долго аукаться на протяжении всей его жизни. Например, нанесенная в детстве психологическая травма может послужить в дальнейшем блоком в раскрытии своих возможностей и таланта, проявляться страхом чего-либо или кого-либо, комплексом неполноценности. Психологическая травма возникает у человека в результате чрезвычайно сильных неблагоприятных внешних воздействий или деструктивного развития внутренних кризисных переживаний. Она происходит как результат превышения средовых воздействий адаптационных психических ресурсов человека и может приводить к посттравматическим состояниям, неврозам, психосоматическим заболеваниям, зависимостям , реактивным состояниям.
Компетентное и своевременное психологическое вмешательство поможет человеку восстановить психофизиологический, личностный и социальный баланс.
- Помощь родителям в решении проблем, связанных с детьми
«Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать удобным для себя своего ребенка» Януш Корчак
Воспитание ребенка происходит в континууме двух базовых факторов Любовь - Контроль. Современному родителю для воспитания гармоничной личности следует соизмерять, дозировать оба этих фактора, чтобы ни один из них не стал тормозом психического развития их ребенка, чтобы ни один из них не исказил его личностное развитие, а наоборот максимально приблизил к тому жизненному пути, который определен природными задатками и способностями человека. Особенно важно , чтобы Любовь и Контроль ребенка осуществлялись в атмосфере признания и уважения прав и свобод ребенка, чтобы, где это возможно, ему предоставлялся выбор, чтобы он учился нести ответственность за свой выбор, учился на свой ошибках, учился преодолевать препятствия и добиваться своих целей. При чрезмерном употреблении оба этих фактора могут вылиться в дисгармоничные формы воспитания - сверхпотворство, вседозволенность, родительское доминирование, сверхопека , неустойчивый стиль (каждый из родителей предъявляет противоположные требования) - каждое из которых может привезти к дисгармоничному психическому и личностному развитию.
Родителям следует знать и всегда помнить , что онтогенез (развитие) ребенка проходит под влиянием двух ключевых понятий - возрастные кризисы и синзитивные (чувствительные) периоды развития и своевременно, а также качественно и количественно расширять и регулировать зону интересов ребенка, это позволит избежать невротического развития детской психики. Профессиональная консультация психолога поможет сделать отношения родителей с детьми психологически здоровыми, приносящими радость, а не постоянную и изматывающую борьбу.